Танцы на снегу

По материалам журнала "automotor und sport" октябрь/2005

Хорошие покрышки необходимы. Даже если за рулем сидит Михаэль Шумахер. В автомобильном спорте они могут решить исход гонки, а в итоге — и чемпионата. Чтобы понять, почему это происходит, достаточно поговорить с самыми обычными водителями. Они, как правило, пилотируют свои «болиды», не заботясь о скорости прохождения дистанции, поэтому им особенно важно, какой производитель — X или Y — обеспечивает наибольшую безопасность.

Это особенно важно в зимний период. В наступающем дождливо-снежном сезоне даже тест-пилот, для которого словосочетание «границы возможностей» имеет совсем иное значение, вынужден перемещаться на маленьком автомобильчике, чудом сохраняя сцепление с дорогой. И даже преодолевая «медленный», покрытый снегом подъем, использует все свои навыки, дабы избежать пробуксовки.

И в данном случае речь идет не о тонкостях обращения с машиной, а о возможностях покрышек. Те, кто верит, что смогут ездить зимой на летней резине в привычных бесснежных режимах, глубоко заблуждаются. Летние покрышки настолько беспомощны на снегу, что езда на них может обойтись гораздо дороже, чем комплект зимних шин.

Выбор зимних покрышек достаточно широк. От образцов с гарантированными свойствами до продукции менее титулованных производителей. Последние пытаются занять бюджетную нишу на рынке, где резина стоит почти на 40% дешевле покрышек сегмента «премиум». Один из подобных «классических» маневров осуществила словацкая компания Matador, чуть позже на дорожку вышел их конкурент — фирма Marangoni со штаб-квартирой в итальянском городе Верона.

Остальные участники носят имена, которые на слуху в течение последних десятилетий. Большинство из них уже давно не являются независимыми производителями, а относятся ко второму и третьему эшелону поглотивших их гигантов в мире резины. Так, французский Kleber существует под крышей концерна Michelin, a Fulda относится к группе Goodyear. To же в общем-то касается и марки Dunlop. В отличие от Fulda она намеренно не позиционируется как недорогая, а выступает в средней ценовой категории.

Обе марки представлены в тесте зимних шин этого года, охватившем и новую продукцию. Goodyear пополнила семейство Ultra Grip номером 7, на который специалисты фирмы возлагают большие надежды, поскольку предыдущие модели серии принесли компании славу именно как одному из лучших производителей зимней резины. Dunlop к новому зимнему сезону также подготовила совершенно новые покрышки с маркировкой D3, которые успели получить щедрые авансы. В течение многих последних лет Dunlop считается — и это неоднократно подчеркивали тесты auto motor und sport — одним из лидеров в производстве зимней резины сегмента «премиум». У шин Dunlop, как несложно видеть, есть индивидуальное лицо — оригинальный рисунок протектора и обозначение, соответствующее Goodyear, на внутренней стороне.

Разработчики обеих марок совершенно независимы, и это хорошо. Поскольку конкуренция, даже внутри одной корпорации, способствует повышению качества продукции.

Испытания на укатанном снегу проходили рядом с деревушкой Лулеа, что на севере Швеции. Здесь достаточно холодно и снежно. Быстро стало ясно, что новинки от Goodyear и Dunlop — это лучшее, что можно купить сегодня для езды по снегу. Первое испытание — проверка способностей по сцеплению с грунтом. С небольшим преимуществом относительно Goodyear финишировал Dunlop, на третьем месте оказались недорогие покрышки от Matador. Сразу за ними, правда с большим отрывом — Pirelli с моделью Sotto Zero, впервые появившиеся на рынке в прошлом году. Покрышки Marangoni также показали себя на удивление хорошо, в противовес продукции Fulda, сила тяги которых оказалась на триста с лишним ньютонов меньше, чем у лидера — Dunlop.

При торможении на снегу Goodyear снова подтверждает чемпионские амбиции. С начальной скорости 50 км/ч тормозной путь у Goodyear на полметра меньше, чем у ближайших соперников. В лидирующую группу опять умудрилась вклиниться Marangoni, поделив третье место с Pirelli. Dunlop на этот раз в середине таблицы, а худший результат опять у Fulda. Компания Bridgestone, учтя результаты прошлого зимнего теста резины, в котором модель Blissak LM 25 заняла лишь восьмое место из одиннадцати, в межсезонье доработала эту модель. Однако в ключевом испытании на снегу — тесте на торможение, Bridgestone хватило лишь на то, чтобы обогнать Fulda.

Результаты по управляемости на кольцевой трассе, изобилующей многочисленными поворотами и имеющей перепад высот в пару десятков метров (эдакий раллийный вариант в миниатюре), поставили все на спои места: Goodyear и Dunlop показали не просто лучшее время, но и продемонстрировали отличное поведение на дороге. Они великолепно подходят переднеприводному автомобилю (именно этим типом привода были оснащены тестовые машины).

Итак, на снегу все понятно. Два бесспорных лидера -Goodyear и Dunlop — получают 99 и 96 баллов соответственно из 100 возможных.

При испытаниях на влажной поверхности Goodyear и Dunlop подтвердили свое превосходство, выиграв по три дисциплины: Dunlop оказался первым по управляемости на трассе и на кольцевом треке, а также показал луч ш и е результаты по сцеплению; Goodyear лучше всех тормозил и показал самые высокие скорости аквапланирования как на прямой, так и в поворотах. При этом в количественном выражении Dunlop опередил своего главного конкурента всего на три балла.

На сухой дороге картина оказалась довольно пестрой. Pirelli обнаружил лучшие тормозные свойства и наименьшее сопротивление качению, по управляемости он — второй, а по шуму качения — предпоследний. У Marangoni — все наоборот. Их общую неудачу скрасил успех в категории «шум качения» — вторые после победителя, которым стал Goodyear.

Результаты Marangoni наглядно демонстрируют, насколько сложен процесс разработки зимней резины: необходимо учесть все нюансы поведения покрышек в любых условиях. И если состав резины позволил достичь неплохих результатов на снегу и влажном покрытии, то на сухой дороге шины оказались совершенно несостоятельными. Помочь здесь может только одно: многофакторный анализ и учет всех критериев при выполнении домашнего задания!

Текст: ГётцЛайрер
Фото: Франк Херцог

Dunllop
SP Winter Sport D3
5838 руб.
Снег
Управляемость (20) 20
Сцепление (40) 40
Тормозной путь(40) 36
Всего баллов на снегу (100) 96
Вода
Боковой увод (10) 10
Управляемость (20) 20
Сцепление (10) 10
Тормозной путь (40) 37
Аквапланирование на прямой (10) 9
Аквапланирование в поворотах (10) 9
Всего баллов на мокрой дороге (100) 95
Сухо
Переставка (20) 20
Управляемость (20) 18
Тормозной путь (30) 28
Комфорт (10) 10
Шум качения (10) 9
Сопротивление качению (10) 9
Всего баллов на сухой дороге (100) 94
Всего баллов(300) 285
В скобках указано максимальное количество баллов, полученное лучшей маркой в данном виде испытаний
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Особо рекомендуем
+ Новые шины Dunlop отличаются лучшими среди участников теста свойствами по сцеплению на снегу и мокрой дороге и отличной управляемостью на всех типах покрытия, высокая скорость аквапланирования, хорошая амортизация.
— Тормозной путь на снегу не самый короткий.

Полная версия таблицы

Испытания шин на сухой и мокрой дорогах

Испытания шин на снегу


К тестам автошин